Умнее, чем вы думаете: как раскрыть и развить способности вашего ребёнка
Опубликовано 28 Март 2018 в 17:41
Блог Дети в городе Харьков > Статьи > Умнее, чем вы думаете: как раскрыть и развить способности вашего ребёнка
Photo: Pexels
Ваш малыш интересуется музыкой, а ему нет ещё и трёх лет? Как своевременно раскрыть способности у ребёнка? В каком возрасте можно определить к чему есть склонности у малыша? И как развивать способности, чтобы не навредить ребёнку?
Для начала разберемся что такое склонности, способности и талант, и какая между ними разница.
Способности - индивидуальные особенности личности, которые указывают на предрасположенность к той или иной деятельности. Нельзя выявить способности у годовалого малыша, можно разве что проанализировать какие врожденные задатки есть у ребёнка, ведь именно они и формируют в будущем базу для развития склонностей.
Склонности проявляются в стремлении ребёнка к определенному виду деятельности, и являются первым шагом на пути к формированию способностей.
Талант, в свою очередь, встречается довольно редко, и расстраиваться из-за того, что у вашего ребёнка нет выдающихся способностей вовсе не стоит, ведь упорство и трудолюбие порой дают гораздо лучшие результаты.
Как выявить способности у ребёнка?
Наблюдайте, задавайте вопросы и анализируйте.
Photo by Kelly Sikkema on Unsplash
Прежде всего - наблюдайте. Никто не знает вашего ребёнка так, как вы. Малыш часами складывает из кубиков башенки, увлеченно рисует или не выпускает из рук любимый барабан - одно из этих занятий может стать делом всей его жизни, а может и нет. Торопиться с выводами не стоит. И уж тем более не стоит записывать ребёнка в десятки кружков и секций.
Разговаривайте, задавайте наводящие вопросы и анализируйте ответы. Спросите малыша чем ему нравится заниматься и почему. Конечно, ответ двухлетнего крохи мало что прояснит, но к пяти годам ответы будут обоснованнее, и, возможно, прольют свет на увлечения ребёнка.
Дарите наводящие предметы: музыкальные инструменты, футбольный мяч или конструктор. И снова наблюдайте и анализируйте. С каким увлечением ребёнок играет в ту или иную игру? Как много времени он проводит за этим занятием, и насколько хорошо у него получается? Ответы на эти вопросы помогут вам лучше понять своего ребёнка, выявить у него способности и развивать их в дальнейшем.
В каком возрасте формируются способности?
Масару Ибука, создатель новаторских концепций по раннему воспитанию и развитию детей, акцентирует внимание на том, что ключ к развитию умственных способностей ребёнка - это его личный опыт познания в первые три года жизни. В своей книге «После трёх уже поздно» он пишет: «При правильном воспитании в раннем возрасте ребёнок и в школе учится лучше. Он легче переносит систему «добывания оценок» в школе. Если были посеяны хорошие семена в наиболее критический период раннего развития, ребёнок вырастет достаточно крепким, чтобы противостоять любым трудностям.»
Как развивать способности не причиняя вреда?
«Удивительно, но многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребёнок находится на их попечении, они могут делать с ним всё, что им заблагорассудится. Они могут сказать: «Я хочу сделать из него инженера» или «Хочу, чтобы он стал музыкантом», как будто заказывают костюм у портного» - пишет Ибука. И, несмотря на то, что книга была написана в начале семидесятых годов, она актуальна и в наши дни.
Иногда, в стремлении дать своему ребёнку больше возможностей, родители переусердствуют, записывая его в пять разных секций, или испытывая на крохе все возможные методики раннего развития. Важно понимать, что долг родителей - это грамотно и осторожно направлять, создавая все условия для развития способностей в соответствии с возрастом ребёнка и его предпочтениями.
Вызвать интерес ребёнка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод. Photo by Click and Boo on Unsplash
Выявить к чему у ребёнка есть способности - это только начало, куда важнее развивать их, и делать это так, чтобы ребёнок не утратил интерес.
В своей книге Масару Ибука приводит отличный пример: «Двух- и трёхгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного «Я», которое не терпит никакого насилия.
Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать всё, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух - трех месяцев
ребёнок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребёнка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий — шесть месяцев.
Главный принцип метода доктора Сузуки — вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение — худший способ обучения. Если у ребёнка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребёнка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод.»
Какой тип интеллекта у ребёнка?
Вы когда-нибудь слышали о теории множественных интеллектов? Она была разработана профессором Гарвардского университета в 1983 году. Её автор, Говард Гарднер, утверждает, что существует восемь или девять различных видов интеллекта. Исходя из этой теории можно сказать, что некоторые дети наделены лингвистическим интеллектом, а другие - логико-математическим, или натуралистическим, или музыкальным интеллектом.
Один из способов помочь ребёнку раскрыть свои сильные стороны - это диагностика внутреннего потенциала.
Центры Харькова, которые могут помочь развить способности у вашего ребенка
«Наppy Life» — уникальный детский клуб, который практикует скандинавскую методику воспитания: обучение проходит в свободной игровой форме.
Photo: Детский клуб «Happy Life»
Вас ждет большой выбор творческих студий, англоязычный детский сад полного дня и кратковременного пребывания, группа раннего развития, коррекционный центр, школа живописи и мастер-классы по самым разнообразным направлениям.
Миссия «Наppy Life» — подарить дошкольникам счастливое детство, сделав их обучение и воспитание интересным с помощью увлекательной игры в максимально комфортных условиях развивающего пространства.
Детский клуб «Пифагор» — это уникальное сочетание лучших методик раннего развития детей, собранное и переработанное в авторскую программу, которая основана на принципе свободы ребёнка и его индивидуального темпа и способа развития.
Photo: Детский клуб «Пифагор»
Для гармоничного развития и роста ребёнка в детском клубе «Пифагор» созданы уникальные программы физического развития, а также музыкальные занятия, программа обучения английскому языку и творческие мастер-классы.
Slonenok Club - Своевременное развитие детей
Первая задача Студии «Slonenok Club» - Своевременное развитие детей - развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребёнка, а также успешная социализация малыша. Вторая - интеллектуальное развитие.
Photo: «Slonenok Club»
«Slonenok club» - это семейное учебно-информационное сообщество, в пространстве которого родители могут обмениваться мнениями по вопросам общения, обучения и воспитания современных деток, а также получать ответы от психологов, знакомиться с информацией о студии и участвовать в мероприятиях.
Центр развития памяти Алексея Бессонова
Центр развития памяти Алексея Бессонова — это первый в Харькове центр, который специализируется на развитии памяти и внимания, используя эффективную методику, основанную на технике запоминания спецслужб, мнемотехнике и практических наработках тренеров. Благодаря этому любой желающий может овладеть навыками освоения больших объемов информации.
Photo: Центр развития памяти Алексея Бессонова
Вита:
«Моему ребёнку очень интересно посещать занятия в этой школе, ему 6 лет. Ходим с октября 2015, научились складывать кубик Рубика, стал дисциплинированным, запоминает номера машин, готовимся к школе, научились сами читать, считать, учим английский. Всем, кто хочет вырастить умного и привычного к работе мозга человека - вам сюда. Спасибо школе, развития и процветания вам.»
Реабилитационный центр «ТОМАТИС Украина» Елены Кушнирской
Не только слушать, но и слышать? Преодолеть проблемы коммуникативного плана, отчасти или полностью компенсировать аффективные, эмоциональные расстройства, развить голосовые данные, активизировать личностный рост, добиться эмоционального равновесия? Всё это становится возможным с применением метода Томатис.
Photo: Реабилитационный центр «ТОМАТИС Украина» Елены Кушнирской
Метод Tomatis® является программой для нейросенсорной стимуляции. Благодаря специальной обработке музыки и голоса, она значительно улучшает моторные, когнитивные способности и контроль над эмоциями.
Томатис-терапия помогает неговорящим детям произнести свои первые слова, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата — улучшить координацию движений, и абсолютно всем маленьким пациентам – повысить обучаемость и успешно социализироваться. Это чудо имеет вполне логичное объяснение, подтвержденное многочисленными исследованиями, и оно совершается каждый день в стенах первого официального центра Томатис-терапии в Украине.
Ольга:
«Люблю этот центр. Здесь всегда чувствуется забота. Здесь радуются каждой маленькой победе твоего ребёнка. Здесь в ребёнка вкладывают душу. Я благодарна судьбе за то, что свела нас с этими замечательными людьми!»
Больше организаций вы можете найти на нашем сайте
Раннее развитие - это прочный фундамент, на котором родители могут построить счастливое и успешное будущее для ребёнка. Главное - оставлять право выбора за ребёнком, чтобы он сам решил, кем хочет стать.