Раннее развитие ребенка: обзор наиболее известных методик


Опубликовано 01 Февраль 2021 в 10:00

Блог Дети в городе Харьков >  Статьи >  Раннее развитие ребенка: обзор наиболее известных методик


Раннее развитие ребенка: обзор наиболее известных методик

Photo: Freepik


«Детям до семи лет еще рано учиться» — утверждают одни. «После трех — уже поздно», — мрачно констатируют другие. А тут еще реклама центров раннего развития граничит с фантастикой «Вы позавидуете своему ребенку!», «Алфавит с шести месяцев», «Развитие одаренности с пеленок»… Неудивительно, что мамы впадают в отчаяние от невозможности разобраться в океане педагогических методик и отыскать ту, которая подойдет именно их ребенку.


Родительская тревога — как дать своему чаду самое лучшее образование — понятна. Поэтому мы решили сделать обзор наиболее популярных методик раннего развития и рассмотреть их преимущества и недостатки.


Педагогика Монтессори


Photo: Freepik


Основной принцип методики Марии Монтессори — помощь детям в самостоятельном изучении окружающего мира в специально созданных благоприятных условиях. Центральную зону методики занимает сам ребенок, который без постороннего вмешательства работает с различным материалом, чтобы раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал.


Очень интересные методические пособия, разработанные Марией Монтессори, например, пузырьки с пипетками. Окрашенную жидкость надо набрать из бутылочки в пипетку и аккуратно перелить в специальные емкости, а затем обратно в бутылку, желательно не расплескать. Емкости с губками используются примерно с той же целью: вода набирается в губку, а затем отжимается из нее в емкость. Таким образом развивается моторика пальцев, кисти. Математику малыши изучают, нанизывая бусины. Шершавые буквы из бархатной бумаги, наклеенные на картон, — пособие для обучения письму. Дети осваивают алфавит через тактильные ощущения. Ведь писать можно не только на бумаге, но и пальчиком на песке, на манной крупе. Такие занятия вырабатывают по-настоящему хороший почерк.


Плюсы:

  • хорошее развитие в результате постоянной тренировки навыков с помощью стимулирующих материалов;
  • большой выбор дидактических материалов, которые позволяют детям свободно учиться, пробовать себя в разных сферах;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • развитие навыков самодисциплины.


Минусы:

  • большинство развивающих игр требуют обязательного участия взрослого (как минимум в качестве наблюдателя);
  • не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по этой системе;
  • сначала система создавалась для социальной адаптации детей, отстающих в развитии и совсем не обязательно должна принести пользу большинства обычных детей;
  • система ориентирована на развитие логики в ущерб развитию творческих способностей и речи;
  • отсутствие игровой деятельности ребенка (например, ролевых игр);
  • автор методики не занималась воспитанием собственного ребенка. Ее взгляды сформировались по наблюдению за детьми в приютах, поэтому сформулированные ею правила не всегда согласуются с семейным бытом. Примером можно считать первую заповедь: «Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится, в любой форме».


Для того, чтобы помочь вам, родители, выбрать идеальное дошкольное учреждение для своего малыша, мы подготовили каталог современных частных садов Харькова.


Лучшие частные детские сады Харькова


Методика Глена Домана


Photo: Freepik


Методика американского ученого Глена Домана состоит из четырех основных частей: физическое развитие, обучение счету, чтению, усвоение энциклопедических знаний. Глен Доман установил, что развивающие занятия эффективны в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до семи лет, но и до одного года малыш может заучивать и систематизировать разнообразную информацию.


«Карточки Домана» — это картонные карточки со словами, математическими действиями, фотографиями птиц, растений, животных, известных людей и так далее. Эти карточки отец или преподаватель показывает малышу в течение дня буквально на несколько секунд каждую, постепенно добавляя новые изображения. Большой информационный поток активизирует развитие ребенка, «наталкивает» его на определенные знания, иногда в ущерб творческому развитию и развитию мелкой моторики.


Плюсы:

  • интеллектуальное развитие ребенка в результате усвоения большого количества информации;
  • возможность заниматься дома с мамой.


Минусы:

  • методика не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсорики, а также таких понятий, как, форма, размер, величина;
  • карточки Домана не учат логически мыслить, анализировать явления, делать выводы, следовательно, у ребенка не развиваются творческие и исследовательские способности;
  • карточки Домана не предусматривают знакомство малыша с фактами, с которыми он сталкивается в жизни, которые встречаются в сказках, стихах, песенках, играх.


Вальдорфская система


Photo: Freepik


Эта методика не воспринимает раннее интеллектуальное обучение в любом виде — до 7 лет запрещается нагружать ребенка задачами. Так, только с 3-го класса детей учат чтению, а в школе дети играют только игрушками из натуральных материалов. Начало активного развития интеллекта происходит в тот момент, когда сформируется эмоциональный мир.


Эта система воспитания запрещает использование телевизоров и компьютеров, поскольку у детей быстро развивается привыкание, которое пагубно влияет на духовное и физическое развитие ребенка.


Плюсы:

  • развитие независимости;
  • акцент на развитие творческих способностей;
  • психологический комфорт ребенка в период раннего детства.


Минусы:

  • методика не предусматривает интеллектуальное развитие;
  • отсутствие оценок и соревнований не способствуют проявлению лидерских качеств;
  • запрет пользоваться гаджетами. Согласитесь, в современном обществе практически невозможно изолировать ребенка от гаджетов, интернета и телевизора.
  • трудности с адаптацией к школьной жизни.


Методика Зайцева


Photo: Freepik


Главный постулат методики Зайцева — ребенок всему учится в процессе игры. Поэтому вся информация на уроках подается в игровой форме в максимально свободной дружеской атмосфере.


Заниматься по методике Николая Зайцева можно и дома, и в детском саду или развивающем центре. Ребенок приобретает навыки письма, быстро учится читать. При домашнем обучении родителям придется сначала самим разобраться со всеми аспектами этой методики, прежде чем давать ее ребенку.


Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • быстрое обучение чтению в игровой форме;
  • развитие интуитивной грамотности на всю жизнь.


Минусы:

  • логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившись читать «по методике Зайцева», часто «глотают» окончание, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе)
  • детей приходится переучивать уже в первом классе, когда они начинают проходить фонетический разбор слова, и учитель просит выкладывать слово на карточках: громкий звук — красная карточка, звонкий согласный — синяя, глухой согласный — зеленая; в методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами.


Методика Никитиных


В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Дети — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, только помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Методика содержит методы закаливания и физического развития.


На занятиях детям предоставляется полная свобода творчества — никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются, сколько хотят, сочетая спорт с другими видами деятельности.


Дома также создается соответствующая атмосфера: спортивные снаряды расположены везде рядом с мебелью и другими домашними вещами.


Плюсы:

  • развитие самостоятельности у ребенка;
  • высокое интеллектуальное развитие ребенка;
  • развитие образного и логического мышления;
  • формирование творческого подхода к решению задач;
  • игровая форма обучения;
  • умственное и физическое развитие ребенка.


Минусы:

  • отсутствие усидчивости и терпеливости у ребенка с учетом того, что все занятия проводятся исключительно по его заинтересованностью;
  • образ жизни сложно поддержать в условиях города
  • экстремальные методы закаливания.


Главное — не переусердствовать


Авторы этих известных методик когда-то сами были родителями. Неудивительно, что мамы и папы — те, кого острее всех касаются вопросы воспитания и образования детей, — становятся почти профессиональными педагогами.

В некоторых семьях увлекаются одной методикой, в других — «скрещивают» воспитание «за Никитиным» с воспитанием «по Монтессори». Так и должно быть — схемы, даже самые талантливые и умные, остаются лишь схемами, а живое вдохновенное воспитание детей никогда не укладывается в шаблоны.


Но все хорошо в меру. Узнавание нового всегда манит детей, приближающихся к возрасту «почемучки». Но если глаза малыша погасли, бросайте все «развивающие» занятия и без нареканий переключайтесь на укачивание любимого медвежонка. Иначе случится так, как с одной мамой, которая добросовестно выполняла программу-максимум Глена Домана. В результате девочка до трех лет знала два иностранных языка и составляла в уме трехзначные цифры, но никогда не улыбалась. Не было главного в совместном творчестве матери и ребенка — радости познания. Конечно, автор методики не виноват в этом. Если внимательно читать между строк всех известных методик раннего развития, непременно остановишься на словах: «Чудо в самом ребенке, а не в методике».





Подпишись на еженедельную программку от "Дети в городе"


Поиск